Профиль

Привет: Прохожий

Привет! Войдите, или зарегистрируйтесь!

Поиск

Статистика

Четверг, 13.12.2018, 17:57

Главная
CDS - Армия и Политика

Радионавигация - Страница 2 - Форум


[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Форум » Текстовый раздел » Текстовый форум » Радионавигация (Теория и техника)
Радионавигация
DedДата: Пятница, 29.05.2009, 18:37 | Сообщение # 16
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Интегрированный бортовой комплекс вертолета Ми-38 ИБКО-38
Комплекс ИБКО-38 предназначен для оборудования нового многоцелевого вертолета Ми-38. Комплекс обеспечивает выполнение полетов экипажем из двух человек по ПВП и ППП днем и ночью в различных географических и климатических условиях по воздушным трассам, МВЛ и вне обозначенных трасс. Соответствует требованиям АП-29 и FAR-29, предъявляемым к бортовому оборудованию вертолетов категории А.
Отличительной особенностью комплекса ИБКО-38 является существенное повышение безопасности полета вертолета благодаря системе раннего предупреждения приближения к земле, глубокой интеграции информационно-управляющего комплекса и общевертолетного оборудования, дублирования измерительных и вычислительных систем. В полете производится непрерывный контроль всех систем, и при отказах осуществляется реконфигурация комплекса без потери информации для экипажа.
Система электронной индикации построена на пяти 12” многофункциональных индикаторах, что позволяет пилотам одновременно наблюдать перед собой пилотажную и навигационную информацию, а также параметры работы общевертолетных систем.
http://avia.transas.com/products/avionic/ibch/mi38/
Прикрепления: 2717323.jpg(36.0 Kb)
 
DedДата: Пятница, 29.05.2009, 18:42 | Сообщение # 17
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Многофункциональный индикатор TDS-12
Индикатор TDS-12 предназначен для отображения пилотажной и навигационной информации, а также параметров от общевертолетных систем.
TDS-12 обеспечивает стыковку с курсовертикалью, системой воздушных сигналов, радиовысотомером, FMS, TCAS, TAWS, метео-РЛС, различными системами ВС.
Наличие входов для приема телевизионного изображения позволяет использовать TDS-12 совместно c тепловизионными системами, камерами внутреннего или наружного наблюдения. Возможность наложения поверх принимаемого изображения параметров полета и выдачи изображения на видеорегистратор делает TDS-12 удобным инструментом в процессе разведывательных операций.
Запатентованная схема светодиодного подсвета позволяет обеспечить высокую яркость, равномерность свечения экрана, а также высокую надежность индикатора. Разработан и испытан вариант исполнения, адаптированный под очки ночного видения.
Относительно небольшая масса и компактные размеры позволяют использовать TDS-12 не только на тяжелых машинах, но и на легких самолетах и вертолетах.
http://avia.transas.com/products/avionic/mfd/tds12/
Прикрепления: TDS-12_rus.pdf(332.3 Kb)
 
DedДата: Пятница, 29.05.2009, 18:51 | Сообщение # 18
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
ЗАО «Транзас» (TRANsport SAfety Systems) – ведущее российское предприятие, более 15 лет специализирующееся в области разработки, поставки и обслуживания систем и комплексов для обеспечения безопасности на транспорте.
Компания «Транзас» является признанным лидером в разработке и производстве бортового радиоэлектронного оборудования, тренажеров для подготовки экипажей самолетов и вертолетов всех сертификационных уровней.
Бортовое оборудование компании «Транзас» включает в себя:
многофункциональные индикаторы;
радиотехнические системы;
системы раннего предупреждения приближения к земле;
вычислительные самолетные системы;
системы генерации картографической информации;
интегрированные комплексы вертолетов;
светотехническое оборудование;
системы повышения комфорта авиапассажиров.
Для авиационных бортовых систем и комплексных тренажеров компания Транзас производит аэронавигационное обеспечение:
аэронавигационные и топографические электронные карты;
цифровые модели рельефа местности;
базы данных для навигационных систем.
Компания «Транзас» имеет все необходимые лицензии для производства авиационной техники. Продукция компании сертифицирована по российским и международным стандартам качества.
Компания «Транзас» располагает современным, хорошо оснащенным производством, средствами для произведения различных видов испытаний.
В компании работает более 1200 специалистов.
http://avia.transas.com/company/
Прикрепления: 1224159.jpg(145.8 Kb)
 
rtrДата: Четверг, 01.10.2009, 00:13 | Сообщение # 19
Подполковник
Группа: Дилеры
Сообщений: 120
Репутация: 3
Статус: Offline
Аппаратура ГЛОНАСС для Космических Сил. Т-737 (Триада)
Т-737 (Триада) - навигационный приемоиндикатор, работающий по сигналам двух СНС: ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США), и предназначенный для использования в составе ракет-носителей (РН) специального назначения.

http://www.cds.my1.ru/news/2008-11-27-147

 
DedДата: Среда, 04.11.2009, 22:11 | Сообщение # 20
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Приёмоиндикатор спутниковых навигационных систем Глонасс/GPS для ракетно-космической техники 14Л91 («ТЕРМИНАТОР»)
14Л91 – навигационный приёмоиндикатор, работающий по сигналам двух СНС: ГЛОНАСС и GPS и предназначенный для использования в составе ракет-носителей (РН) и разгонных блоков (РБ) различного назначения. Обеспечивает автономное определение текущих навигационных параметров РН или РБ (координат пространственного местоположения и полного вектора скорости) в целях контроля за движением РН (РБ) в околоземном пространстве в любое время года и суток при любых метеорологических условиях.
Основные особенности:
автоматический выбор рабочего созвездия НС одновременно ГЛОНАСС и GPS по принципу радиовидимости "Всё, что в небе" ("All in the sky"), отдавая приоритет сигналам НС одной из СНС и заполняя оставшиеся каналы сигналами НС другой СНС;
измерение фазы несущей частоты с целью повышения точности;
два антенных входа, обеспечивающих работу 14Л91 при эволюциях изделия путём одновременного использования двух антенных устройств;
отдельный антенный коммутатор, обеспечивающий использование (при необходимости) дополнительной пары антенных устройств.
«ТЕРМИНАТОР» имеет несколько вариантов исполнения, отличающихся составом и интерфейсами: 14Л91-04, 14Л91-05, 14Л91-06.
Состав:
приемовычислитель (Блок ПВ);
антенное устройство (Блок АУ) – от 2 до 4 шт.;
антенный коммутатор (Блок АК-2М);
радиочастотные кабелей связи.
Технические характеристики 14Л91
12 параллельных каналов приёма сигналов СНС: ГЛОНАСС СТ, L1 и GPS С/А, L1.
Динамические характеристики:
скорость – до 15 км/с;
линейное ускорение – до 20 g;
«удар» – до 10 g/с;
Точность (СКП, 1σ):
по координатам X, Y, Z – 20 м;
по составляющим вектора скорости – 0,1 м/с.
Частота обновления данных:
1 Гц или 10 Гц.
Электропитание:
От 19 до 36 В постоянного тока.
Потребляемая мощность: не более 20 Вт.
Внешние интерфейсы
- для 14Л91-04: последовательный – 16-разрядный, с тактовой частотой 16 кГц.
- для 14Л91-05 (06): параллельный – 16-разрядный, с тактовой частотой 100 Гц.
Антенное устройство (Блок АУ).
Микрополосковая всенаправленная антенна со встроенным усилителем.
Размеры: 102х60х24 мм
Масса: ≤ 0,4 кг
Диапазон рабочих температур:
от -60 до +80 °С
Прикрепления: 4378742.gif(11.3 Kb)
 
КГМДата: Суббота, 09.06.2012, 13:56 | Сообщение # 21
Полковник
Группа: Дилеры
Сообщений: 40
Репутация: 2
Статус: Offline
Новости систем ближней радионавигации

С момента своего создания ОАО «ВНИИРА» разработало и внедрило радиотехническую систему навигации (РСБН), которая по своим характеристикам превосходит зарубежные системы аналогичного назначения «TACAN», VOR/DME.
Радиомаяки системы РСБН выпускались серийными заводами и поставлялись на отечественный и зарубежные рынки (РСБН-2Н «Свод» и РСБН-4Н «Дорога»).

Закупки российскими авиакомпаниями летательных аппаратов зарубежного производства, не оснащенных отечественным бортовым оборудованием РСБН, привели к необходимости оснащения аэродромов гражданского назначения системами VOR/DME, что нарушило принцип создания единого радионавигационного поля.

На картинке показан новый радиомаяк системы РСБН для крупных аэродромов - «Тропа-СМД». Разработан и портативный радиомаяк для аэродромов местных воздушных линий - «Тропа-П» (массой около 20 кг) и маяк для применния в интересах Министерства обороны.

Технические характеристики маяка «Тропа-СМД”
Диапазон рабочих частот
- на передачу, Мгц 962,0-1000,5
- на прием, Мгц 726,0-768,0
Зона действия:
- по дальности, км до 400
- по азимуту, град 360
Число одновременно обслуживаемых ЛА при вероятности обслуживания по даль-
номерному каналу 0,8 50
Масса (включая антенну порядка 100 кг), кг не более 200
Габариты АФУ (в радиопрозрачном укрытии), м
высота – 1,1
диаметр – 1,1
Время наработки на отказ, ч не менее 5000

В связи с развитием систем сотовой связи и цифрового телевидения, а также с принятыми Россией обязательствами по выполнению требований Международного регламента радиосвязи был необходим перевод существующих средств навигации в международный диапазон частот. Маяк системы РСБН «Тропа-СМД» и портативный радиомаяк «Тропа-П» соответствуют зтим требованиям.
Разработан также маяк морского типа для кораблей с палубным базированием летательных аппаратов - «Тропа-М».
Источник:
Бабуров С.В., Буряков Д.А., ВельковичМ.А., Елисеев Б.П., Иванов А.В., Козлов А.И. и др.
Перспективы развития радиотехнических систем гражданского назначения………………..

http://www.mstuca.ru/scientific_work/research_herald/content/176.pdf
Прикрепления: 2523683.jpg(28.4 Kb)
 
rtrДата: Четверг, 21.06.2012, 16:10 | Сообщение # 22
Подполковник
Группа: Дилеры
Сообщений: 120
Репутация: 3
Статус: Offline
Система наземной навигации подвижных ракетных комплексов

В подвижных ракетных комплексах (ПГРК) типа "Тополь-М" для определения местоположения при боевом патрулировании и пуске используется система наземной навигации (СНН). СНН ПГРК предназначена для автоматического определения текущих координат движущегося объекта; определения прямоугольных координат заданной точки; автоматического определения текущего дирекционного угла; преобразования полярных координат точки в прямоугольные; вычерчивания маршрута движения. (для определения углового положения ПГРК на плоскости относительно истинного меридиана).
В состав СНН входят:
гирокомпас;
доплеровский датчик скорости;
счетно-решающий прибор;
блок управления курсопрокладчиком;
курсопрокладчик КП-4.
Для проведения прецизионных измерений дирекционного угла ПГРК предназначен автоматический гирокомпас.(АГК). Одним из недостатков АГК является значительное время приведения в режим “работа” (выставки). На боевой позиции для проведения пуска межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) пусковая установка вывешивается на домкратах, гирокомпас опускается на землю (см. рис.), пусковая установка выставляется по горизонту.
Время подготовки к пуску МБР является одним из главных показателей боеготовности. АГК содержит электромеханические гироскопы, которые имеют ряд недостатков:
наличие подвижных деталей, сложность конструкции;
большое время запуска и невысокая чувствительность;
высокая потребляемая мощность и низкая радиационная стойкость;
невысокие надежность и срок службы.
Кроме того, этот АГК не позволяет работать в едином информационно-навигационном пространстве пускового комплекса и с инерциально - навигационной системой головной части МБР при движении в район боевого патрулирования.
Необходимо учитывать и время на топогеодезическую подготовку стартовой позиции ПГРК штатным топопривязчиком из состава ракетного комплекса, которое может составлять до 40 минут ( при использовании изделия ГАЛС-Д2-4 это время может быть уменьшено до 4 минут, кроме того, при использовании ГАЛС-Д2-4 может быть значительно повышена точность геодезической привязки (от 10 м до 20 мм) и значительно уменьшено время нахождения комплекса на боевой позиции после после команды на уход).

http://vpk.name/news....ov.html
Прикрепления: 0183129.jpg(92.5 Kb)
 
rtrДата: Четверг, 21.06.2012, 17:14 | Сообщение # 23
Подполковник
Группа: Дилеры
Сообщений: 120
Репутация: 3
Статус: Offline
Интегрированная навигационная система “ГАЛС-Д2-4”

ИНС “ГАЛС-Д2М-4” (см. рис.) предназначена для повышения оперативных возможностей подвижных ракетных комплексов (ПРК) по наведению МБР, ориентации и навигации в движении, проведения пуска МБР с любой точки маршрута боевого патрулирования .

В основу построения “ГАЛС-Д2М-4” заложен принцип счисления координат с коррекцией по информации от приемника спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS, что позволяет исключить накапливающиеся систематические погрешности счисления и случайные ошибки спутникового. Автономный режим работы “ГАЛС-Д2М-4” обеспечивается комплексированием бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) с механическими и доплеровскими датчиками скорости.

Комплекс “ГАЛС-Д2М-4” позволяет работать в едином информационно-навигационном пространстве с инерциально-навигационной системой головной части МБР при совершении марша или выдвижении на боевую позицию, а также при оснащении системой ГАЛСН-1 всего дивизиона МБР.

При движении в район боевого патрулирования ПГРК может быть осуществлена передача навигационных данных от изделия “ГАЛС-Д2М-4” в инерциально - навигационную систему головной части МБР, что позволяет значительно сократить время на подготовку к пуску.

Заложенные в изделии “ГАЛС-Д2М-4” технические решения и программное обеспечение позволяют значительно расширить функциональные возможности системы стабилизации, ориентации и навигации ПРК, повысить его точность позиционирования на боевой позиции и снизить время готовности к работе.

Центральный блок управления и навигации

Центральный блок управления и навигации обеспечивает:
работу с АСУВ РВСН;
работу с аппаратурой автоматизированной системы боевого управления ПРК;
работу с УКВ/КВ радиостанциями в радиосети командира дивизии/полка РВСН;
работу со спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС по сигналам L1 и L2 с ВТ-кодом при использовании режимов затруднения «Штора» и исключения несанкционированного доступа;
работу со спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС L1(СТ/ВТ-код) + L2(СТ/ВТ-код) и GPS L1(C/A-код);
определение координат и дирекционного угла ПРК;
автоматическое отображение параметров движения ПРК (координат, скорости и направления движения) на устройстве отображения и курсоуказателе экипажа;
автоматическое определение дирекционного угла на пункт назначения;
автоматическое определение курсового угла на пункт назначения;
автоматическое определение дальности до пункта назначения;
работу с электронной навигационной картой при движении ПРК;
хранение электронных навигационных карт на встроенной защищенной электронной карте памяти;
автоматические запись и хранение маршрута движения ПРК;
автоматический поиск контрольных точек и целей по адресу;
автоматический поиск контрольных точек и целей по координатам;
автоматическое определение максимальной и средней скорости движения ПРК;
автоматическое определение времени в пути до контрольных точек и целей;
работу в режимах: автономном, спутниковом и интегрированном.
Прикрепления: 5205459.jpg(25.5 Kb)
 
rtrДата: Четверг, 21.06.2012, 17:16 | Сообщение # 24
Подполковник
Группа: Дилеры
Сообщений: 120
Репутация: 3
Статус: Offline
Бесплатформенная инерциальная навигационная система

Бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС) предназначена для определения и выдачи параметров стабилизации, ориентации и навигации с возможностью использования данных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS и информации одометрического/доплеровского датчика пройденного пути. БИНС построена на легких кремниевых акселерометрах и волоконно-оптических гироскопах. Технология НПО ПРОГРЕСС позволила, сохранив присущий традиционным бесплатформенным инерциальным навигационным системам высочайший уровень помехозащищенности и надежности, создать систему с уникальными сочетаниями весовых, стоимостных и точностных характеристик.

Основные параметры БИНС
Время готовности к обмену данными с пользователем и выдачи статуса «Исправность» - не более 15 секунд;
Время ускоренного гирокомпасирования и выдачи измеренного угла курса - не более 6 минут;
Время коррекции углов ориентации по известному азимутальному углу - не более 10 секунд;
Максимальное время непрерывной работы БИНС составляет 48 ч (увеличение времени по согласованию с заказчиком);
Среднеквадратическая погрешность определения и выдачи угла крена - не более ±0,03° (±0,5 д.у.) в диапазоне измерения от минус 35 до +35°;
Среднеквадратическая погрешность определения и выдачи угла тангажа - не более ±0,03° (±0,5 д.у.) в диапазоне измерения от минус 20 до +79°;
Среднеквадратическая погрешность определения и выдачи начального угла курса определенного методом ускоренного гирокомпасирования - не более ±0,042°*sec(широта места) (±0,7 д.у.*sec (широта места)) в диапазоне измерения от 0 до 360°;
Среднеквадратическая погрешность удержания угла курса в режиме «навигация» - не более ±0,042° (±0,7 д.у.) за 1 час работы;
Среднеквадратическая погрешность определения и выдачи ускорения по оси X, ускорения по оси Y, ускорения по оси Z - не более ±0,003 g, где g = 9,8175 м/с2;
Среднеквадратическая погрешность определения и выдачи угловой скорости по оси X, по оси Y, по оси Z - не более ±0,001 °/с в диапазоне измерения от 0 до 100°/с;
Среднеквадратическая погрешность определения текущих географических координат (широты и долготы) местоположения объекта в мировой геодезической системе координат 1984 года (WGS-84) в режимах навигации СНС/ИНС - не более 10 м;
Среднеквадратическая погрешность определения текущей высоты местоположения объекта относительно уровня мирового океана в режимах навигации СНС и СНС/ИНС - не более 50 м.
Среднеквадратическая относительная погрешность определения приращения текущих географических координат местоположения объекта в режиме навигации БИНС/одометр - не более 0,2 % величины пройденного пути за один час работы системы;

БИНС имеет несколько режимов работы:
«Начальное включение»;
«Ходовой компас»;
«Ускоренное гирокомпасирование»;
«Коррекция углов ориентации»;
«Навигация».

БИНС выполняет заданные функции и сохраняет значения вышеприведенных параметров, не имеет механических повреждений после воздействия одиночных ударных нагрузок с пиковым ударным ускорением 882м/c2 (90g) при длительности действия ударного импульса от 5 до 10 мс.

БИНС выполняет заданные функции и сохраняет значения вышеприведенных параметров, не имеет механических повреждений после воздействия многократных ударных нагрузок с пиковым ударным ускорением 196м/c2 (20g) при длительности действия ударного импульса от 1 до 5 мс и частоте не более 80 ударов в минуту.

Обмен цифровой информацией между БИНС и центральным блоком управления и навигации комплекса “ГАЛС-Д2М-4” осуществляется по каналу информационного обмена, основанному на последовательном протоколе связи ИРПС (ОСТ 11 305.916-84). Информационный обмен осуществляется с частотой не менее 100 Гц. ЦБУН передает данные по стабилизации, ориентации и навигации в боевые системы ПГРК по интерфейсам RS-232C/RS-422.
Прикрепления: 0897533.jpg(36.1 Kb)
 
rtrДата: Четверг, 21.06.2012, 17:20 | Сообщение # 25
Подполковник
Группа: Дилеры
Сообщений: 120
Репутация: 3
Статус: Offline
Боевое применение изделия “ГАЛС-Д2М-4”

Важным боевым свойством подвижного ракетного комплекса является живучесть, которая достигается за счет значительного времени сокращения подготовки к пуску и создания неопределенности местоположения пусковой установки в районе боевого патрулирования, а также за счет создания высокоскоростной защищенной системы обмена данными.

Создание единого информационно-навигационного пространства при подключении инерциально - навигационной системы МБР к изделию “ГАЛС-Д2М-4”, позволит передавать навигационные данные от изделия в боевую часть МБР. При размещении подвижных ракетных комплексов в туннелях и маневре в горно-лесистой местности требуется не только непрерывная автономная навигация, но и решение предварительной задачи наведения МБР на цель. При использовании изделия “ГАЛС-Д2М-4”, для командиров дивизионов обеспечивается доступ к информации о местоположении ПГРК на марше и при развертывании на боевой позиции в режиме реального времени с учетом углов блокировки видимости спутниковых навигационных систем и космических систем разведки.

В варианте применения изделия ГАЛС-Д2М-4 в железнодорожных комплексах БЖРК появляется возможность решения задачи «предварительного и постоянного» ввода навигационных данных в систему наведения МБР при размещении в радионепрозрачных укрытиях (в т.ч. ЖДПУ), туннелях и маневра при движении на боевую позицию. Навигационные данные от ГАЛС-Д2М-4, передаются на пусковые установки (ЖДПУ) с МБР. ЦБУН изделия имеет возможность подключения к цифровой информационной магистрали для обработки данных от всех элементов БЖРК.

Прием и передача навигационных и других данных от элементов ПРК всех дивизионов может осуществляться по УКВ радиоканалу со скоростью не менее 345 кбит/c при использовании модифицированной версии цифровой информационно - навигационной системы ГАЛС-Н1. Это обеспечит командиру дивизиона оперативное управление как на марше, так и при рассредоточении элементов ПГРК на местности, что существенно повысить маневренность. Указанная скорость обмена данными обеспечивает передачу не только голоса, но и видеоданных от всех элементов подвижного ракетного комплекса.
http://vpk.name/news....ov.html
Прикрепления: 3229354.jpg(24.5 Kb)


Сообщение отредактировал rtr - Четверг, 21.06.2012, 17:23
 
AlexДата: Вторник, 17.07.2012, 21:53 | Сообщение # 26
Подполковник
Группа: Дилеры
Сообщений: 34
Репутация: 3
Статус: Offline
Государственная система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС»
это использование технологий ГЛОНАСС в целях повышения безопасности на транспорте.

«ЭРА-ГЛОНАСС» сократит время до начала оказания помощи при авариях до 30%, что позволит ежегодно спасать более 4 тысяч человек.

МАСШТАБ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ:

Все дороги страны, весь автотранспорт (40 млн транспортных средств).
«ЭРА-ГЛОНАСС» и eCall (Европейский Союз) – согласованные протоколы и стандарты систем, единое пространство безопасности на дорогах.

ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ:
В случае аварии необходимая информация о транспортном средстве, включая его точные координаты, автоматически передается в диспетчерский пункт системы-112. Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, Скорая помощь).

Автомобильные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» по желанию владельцев автомобилей могут использоваться для оказания целого комплекса дополнительных услуг, связанных с навигацией, информационным обменом, удаленной диагностикой транспортных средств и т.д.

Инфраструктура, созданная в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», станет основой для развития в России навигационно-информационных систем, сервисов и оборудования на базе технологий ГЛОНАСС в интересах всех категорий пользователей.

ФУНКЦИИ:
-Определение и передача координат и времени ДТП
-Данные о тяжести аварии
-Двухстороняя громкая связь
-Мониторинг движения автомобиля
-Охрана и поиск
-Навигация

http://www.nis-glonass.ru/projects/era_glonass/
Прикрепления: 5986799.png(243.3 Kb)
 
rtrДата: Вторник, 24.07.2012, 20:09 | Сообщение # 27
Подполковник
Группа: Дилеры
Сообщений: 120
Репутация: 3
Статус: Offline
Рыбкин и Троицкий
Как началась эпоха радио


История создания радио в нашей стране хорошо известна, как и имена А. С.
Попова и Г. Маркони. Менее известен Рыбкин, и уж мало кто слышал о каком-то Троицком.
Петр Николаевич Рыбкин был верным помощником Попова, а капитан Дмитрий Семёнович
Троицкий заведовал военным телеграфом в Кронштадте, где трудился Попов, и тоже
участвовал в его экспериментах.

В 1899 году Попов поехал за границу, а его помощникам пришлось ковыряться с аппаратурой, которая при всей своей святой простоте была крайне ненадежной. Радиодетали-то были еще не нынешние, если это можно назвать радиодеталями. Из электроники был только когерер - это название ему дал Лодж, а
изобретатель этой штучки Бранли поименовал ее радиокондуктором. Это была трубка
с не слишком чистыми металлическими опилками и двумя электродами. Первое в
истории радиотехники нелинейное сопротивление, не считая искрового промежутка.
Оконечным устройством приемника служил аппарат Морзе. Был и звоночек, по
терминологии Лоджа тремблер. Но у Попова звонок этот, роль которого была трясти ту
трубку с опилками, срабатывал только в такт с сигналом, что составляло патентоспособную
идею. Лодж, кстати сказать, применял и чисто механические сотрясатели , не
создававшие помех своему же приемнику искрящими контактами. Практичному Маркони,
видимо, в соображении денег это ничего пока не давало, а там появились и настоящие,
пусть и плохонькие, детекторы, а там и лампы. Но пока приходилось вот трясти. Когда
мы трясем неисправный блок и/или трясемся сами, мы ничего нового не придумали.

И вот у Рыбкина-Троицкого не заработало. Удивительно скорее, что это иногда и
работало, но неисправность надо было искать. Тестера тогда тоже не имелось, цепи
прозванивали на наушник, как это делают и в наши дни крутые телефонисты.
Присоединяя наушник, Рыбкин и Троицкий к своему изумлению услыхали морзянку,
хотя реле не срабатывало – слаб был сигнал. Можно вообразить их восторг.
Передачи
тогда велись затухающими колебаниями (других не было), то есть глубочайше
промодулированными треском разрядника. Этот сигнал, по нынешним представлениям
чудовищный, кое-как детектировался на опилках. Ухо оказалось много чувствительнее
электромагнита. Троицкий как опытный телеграфист, конечно, отлично читал на слух, да и
Рыбкин к тому времени, надо полагать, нашему ремеслу научился. Они сразу поняли всю
ценность своего открытия, вызвали шефа из командировки, и вскоре "телефонный"
приемник был патентно застолблен Поповым на свое имя.

Подробно описывались конструкции трубочек с различным металлическим хламом,
указывалось на роль поверхностного окисления металла, хотя до фундаментальной
глубины Карла Фердинанда Брауна А. С. Попов не дошел... Очень скоро все эти
трубочки отошли в музей. Но слуховой прием нелинейно обработанного и тем самым
перенесенного на звуковые частоты ПРОДЕТЕКТИРОВАННОГО радиосигнала жив и спустя век. И еще поживет.

Содержание этого патента показывает многое. Во-первых, это документ коммерческий
и лишь в десятую очередь научно-технический и приоритетный с этой стороны. Иначе
соавторы там фигурировали бы – ведь А. С. Попов не Маркони как-никак. И второе, вечно
живой принцип: идея ничто, вещь все. Запатентовано устройство, которого хватило не
очень надолго, но не великий, исторически грандиозный принцип, настоящее открытие.
Это поражает, конечно.

А мы должны знать имена Петра Николаевича Рыбкина и Дмитрия Семёновича
Троицкого. Эти скромные, добросовестные, инициативные и без сомнения способные люди
были первыми в мире РАДИСТАМИ
в полном смысле слова – радистами-слухачами. Для
меня лично настоящая радиосвязь началась в 1899 году их открытием.

Аркадий RN4NAA

rcwc.ru/history/cw.doc


Сообщение отредактировал rtr - Вторник, 24.07.2012, 20:13
 
DedДата: Среда, 25.07.2012, 10:04 | Сообщение # 28
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
После чего на рубеже XIX и XX веков был изобретен кристаллический радиоприемник ?


Привилегия № 6066 на приемник депеш


1


Детекторный прием — целая эпоха в истории развития радиотехники. Радиоприемник с кристаллическим детектором и наушниками благодаря своей простоте и дешевизне долгое время был самым распространенным радиоприемным устройством. Главное его преимущество заключалось в том, что он не требовал источника электрического тока.

Открытие слухового радиоприема

Началось все с открытия слухового радиоприема, которое привело к появлению слухового радиоприемника. Это событие по-разному освещается в исторической литературе. Но, судя по всему, наиболее правдив в своих воспоминаниях Петр Николаевич Рыбкин, один из непосредственных участников этого открытия.

Летом 1899 года, вспоминал он, сотрудники Минного офицерского класса в Кронштадте, получив разрешение командования Военного ведомства, приступили к экспериментальным исследованиям по беспроволочной телеграфии между фортами острова Котлин. Так совпало, что как раз на этот период была намечена заграничная командировка профессора А. С. Попова, имевшая целью размещение заказов на радиоаппаратуру для экспериментов, а также знакомство с методикой преподавания электротехники в высших учебных заведениях. Сам Александр Степанович, как заведующий лабораторией Минного офицерского класса, разработал научную программу исследований, а ее выполнение поручил сотрудникам — ассистенту Петру Николаевичу Рыбкину и начальнику телеграфа крепости капитану Дмитрию Семёновичу Троицкому.

Программа состояла в следующем:

А. Практика воздушных змеев и техника пускания.
Б. Испытания:
а) выяснение зависимости между расстоянием связи и высотой мачты;
б) проверка новых когереров и реле;
в) влияние емкости антенны передатчика на мощность излучения;
г) подготовка сухопутных и морских команд;
д) оценка влияния самоиндукции приемной антенны на чувствительность приемника.

Растолковав сию программу научно-исследовательских работ своим сотрудникам, отец первой в мире системы радиосвязи преспокойно убыл в командировку.
Для проведения экспериментов передающую радиостанцию установили в форте «Константин», а приемную — в форте «Милютин». Дальность телеграфирования составляла около 45 км.
Сам А. С. Попов, находясь за границей, оставался в курсе хода исследований, в том числе организационных и технических неприятностей, благодаря переписке с П. Н. Рыбкиным.
В одном из своих писем к нему он писал: «Все, что можно, увидел и узнал, говорил со Слаби и видел его приборы, был у Блонделя на станции в Булони. Одним словом, все, что можно, узнал и вижу, что мы не очень отстали от других…». (Французский физик Анре Эжен Блондель известен тем, что в 1891 году экспериментально определил скорость распространения электромагнитных волн (297600 км/с). Это подтвердило гипотезу о том, что электромагнитные колебания и свет имеют одну природу.)

Проведение экспериментов находилось не только под контролем заведующего лабораторией, но и под неусыпным вниманием Военного ведомства. Это учреждение довольно часто вызывало к себе с рапортом о ходе работ капитана Д. С. Троицкого.
Все это говорило об огромной важности для армии исследований по беспроволочному телеграфированию на большие расстояния. Энтузиазм разработчиков и озабоченность военных подстегивались и тем, что за год до этого известному итальянскому радиотехнику Г. Маркони удалось передать радиотелеграфный сигнал на расстояние более 50 км.

В экспериментах на Балтийском флоте для приема сигналов использовался детекторный когерерный радиоприемник с электромагнитным реле, которое предназначалось для включения телеграфного аппарата. К радиоприемнику подключалась антенна, находившаяся на высоте 14 м.

Однажды в ходе экспериментов исчез прием сигналов на телеграфный аппарат. Решили, что это связано с малой мощностью приходящего сигнала. На это указывало и то, что молоточек, встряхивающий когерер, оставался неподвижным, хотя радиосигналы передавались с соседнего форта. П. Н. Рыбкин предположил, что возникшая неисправность связана с поломкой нового электромагнитного реле, включенного на выходе приемника. Недолго думая, Д. С. Троицкий подключил наушники вместо реле и отчетливо услышал в них телеграфные сигналы, посылаемые с форта «Константин» (рис. 1). Прием азбуки Морзе на слух означал, что когерер работает в режиме амплитудно-линейного детектирования без встряхивания металлического порошка. Немедленно была послана телеграмма А. С. Попову, который в это время уже был в Швейцарии, с текстом:
«Открыто новое свойство когерера».

Рис. 1. П. Н. Рыбкин и Д. С. Троицкий открывают прием на слух азбуки Морзе. 1899 г.
Прикрепления: 9284310.jpg(36.6 Kb)
 
DedДата: Среда, 25.07.2012, 10:46 | Сообщение # 29
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
После чего на рубеже XIX и XX веков был изобретен кристаллический радиоприемник ?


Привилегия № 6066 на приемник депеш


2


14 июня Александр Степанович возвратился из-за границы и сразу прибыл в Кронштадт, где в течение месяца занимался исследованием эффекта детектирования когерера. Результатом этих напряженных дней стала разработка схемы радиоприемника с использованием эффекта детектирования когерера и изготовление на ее основе реальной конструкции.
Первый в мире слуховой радиоприемник был назван «Телефонный приемник депеш» (рис. 2). Слуховой радиоприемник имел чувствительность в несколько раз большую, чем радиоприемник с обычным когерером. Впоследствии А. С. Попов разработал несколько схем детекторных радиоприемников. Заложенные в них технические решения до сих пор используются при создании различных типов радиоприемников, в том числе и детекторных. Так, для повышения избирательности приема применяется индуктивная связь антенны с контурной катушкой, а для увеличения громкости звука — включение телефонов через низкочастотный трансформатор (рис. 3).


Через месяц, 14 июля 1899 года, А. С. Попов подал в Комитет по техническим делам при Департаменте торговли и мануфактур России прошение о выдаче ему патента на разработанный детекторный когерерный радиоприемник с наушниками. К заявке были приложены: описание приемника, чертежи схем и квитанция Санкт-Петербургского губернского казначейства об уплате взноса в размере 30 рублей.

Вскоре, не дожидаясь официальной выдачи автору патента, парижская фирма «Дюкрете» организует производство телефонных приемников конструкции А. С. Попова. Немудрено, ведь процедура выдачи отечественного патента затянулась на целых два года. За это время ученому удалось запатентовать свое изобретение в Великобритании и Франции.

Английский патент № 2797 от 7 апреля 1900 был выдан на «усовершенствование когереров для телефонной сигнализации». Интересно, что английское патентное бюро рассмотрело заявку в рекордно короткий срок, менее чем за два месяца. Патентование за границей принесло ученому определенный доход, а после его кончины дивиденды от этого изобретения продолжала получать его семья.

Рис. 2. Слуховой детекторный
когерерный приемник. 1899 г.

Рис. 3. Принципиальные схемы
детекторных радиоприемников,
разработанных А. С. Поповым. 1899 г.

Рис. 4. А. С. Попов — изобретатель первых
в мире конструкций: системы радиосвязи
и кристаллического радиоприемника.
1 октября 1900 г.

Прикрепления: 5087323.jpg(10.3 Kb) · 3274631.gif(3.9 Kb) · 8500706.jpg(9.4 Kb)
 
DedДата: Среда, 25.07.2012, 10:59 | Сообщение # 30
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
После чего на рубеже XIX и XX веков был изобретен кристаллический радиоприемник ?


Привилегия № 6066 на приемник депеш


3


Только 30 ноября 1901 года был наконец получен и русский патент — «привилегия № 6066 на приемник депеш, посылаемых с помощью электромагнитных волн» (рис. 5). Изобретение детекторного слухового радиоприемника позволило России занять ведущие позиции в мировой радиотехнике.

В январе-феврале 1900 года были построены радиостанции в южной части острова Гогланд и на острове Кутсало. Линия радиосвязи была готова к практической эксплуатации, и вскоре новая система радиосвязи, включающая в себя «телефонный радиоприемник депеш», на деле доказала свою эффективность.

По стечению обстоятельств, уже утром 6 февраля (24 января по старому стилю) на Гогланде приняли первую официальную радиограмму. Отправлена она была в 9.00 часов лично А. С. Поповым из Санкт-Петербурга и содержала текст приказа начальника Главного морского штаба адмирала Ф. К. Авелана:
«Командиру ледокола «Ермак» тчк Около Лавен-сари оторвало льдину с пятьюдесятью рыбаками тчк Окажите немедленно содействие спасению этих людей тчк Авелан».

А в апреле 1900 года, после пятимесячного ледового плена, был наконец-то освобожден броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», наскочивший на рифы у острова Гогланд в Финском заливе. В операции по спасению военного судна немаловажную роль сыграла система радиосвязи А. С. Попова. В том же месяце император Николай II наградил ученого денежной премией в 33 тыс. руб. за непрерывную работу по внедрению беспроволочного телеграфа в военно-морском флоте.

***

В декабре 1899 г. броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» сел на камни и пропорол бок вблизи острова Гогланд в Финском заливе. Проводной связи с островом не было. Поэтому решили построить на нем радиотелеграфную станцию, а другую установить на острове Кутсало, расположенном близко к берегу и имевшем с ним проводное сообщение. Обе радиостанции строили в суровых зимних условиях и в короткое время. Дальность радиолинии была равна 47 км.
Первая радиограмма пришла из Главного морского штаба в феврале. В ней стоявший рядом с броненосцем ледокол «Ермак» (на случай оказания помощи) просили направиться для спасения нескольких десятков рыбаков, унесенных в открытое море на оторвавшейся льдине. За время всей спасательной экспедиции, завершившейся в апреле 1900 г., в обе стороны прошло несколько сотен как служебных, таки личных (от экипажа) радиограмм.
По окончании операции А. С. Попов был награжден премией в 33 000 руб. (1 850 000 долл. США в современном эквиваленте), его помощник П. Н. Рыбкин (1864—1948) — 1000 руб. (57 000 долл. США).

* Что получил и получил ли Д. С. Троицкий (1857-1918) - история умалчивает. *

События имели широкий резонанс в мировой печати.
http://www.computer-museum.ru/connect/marconi_2.htm
***


К слову, уже в советское время, в память о неоценимой пользе радиотелеграфии в драматических событиях начала 1900 года в Финском заливе, 13 июня 1954 года на мысе Телеграфный острова Гогланд, на том месте, где стояла первая радиостанция, был сооружен обелиск с барельефом А. С. Попова, а на утесе установлена мемориальная доска.

Результаты исследований по беспроволочной телеграфии с применением слухового детекторного радиоприемника были доложены А. С. Поповым на Международном электротехническом конгрессе в Париже 8 августа 1900 года и получили общее научное признание.

Рис. 5. Российский патент № 6066, выданный А. С. Попову на первый в мире слуховой детекторный радиоприемник (приемник депеш). 1901 г.

Виктор Пестриков,
д.т.н., профессор СПбГУСЭ

http://www.computer-museum.ru/connect/depesh.htm
Прикрепления: 8228326.gif(26.5 Kb)
 
Форум » Текстовый раздел » Текстовый форум » Радионавигация (Теория и техника)
  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:


Dvixer's Copyright © 2018 |