Профиль

Привет: Прохожий

Привет! Войдите, или зарегистрируйтесь!

Поиск

Статистика

Пятница, 16.11.2018, 16:03

Главная
CDS - Армия и Политика

Радионавигация - Страница 3 - Форум


[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Форум » Текстовый раздел » Текстовый форум » Радионавигация (Теория и техника)
Радионавигация
triasДата: Среда, 25.07.2012, 13:03 | Сообщение # 31
Майор
Группа: Дилеры
Сообщений: 84
Репутация: 2
Статус: Offline
Открытие Д. С. Троицкого и П. Н. Рыбкина, разработки А. С. Попова

К концу XIX века в развитых странах на телеграфе и телефоне операторы пользовались головными телефонами (их еще называли и называют наушниками). Наряду с этим при проведении пробных экспериментов и опытов передачи ЭМ колебаний по воздуху, выполненных Бранли, Лоджем, Поповым, Маркони, головные телефоны не применяли. Была очевидна их необходимость для чтения кодов азбуки Морзе, также как в электросвязи . Однако непонятно было, куда их подключить. Несмотря на кажущуюся сейчас простоту технического решения задачи, никому из «великих» европейских умов не приходила в голову идея соединения головных телефонов с разработанными устройствами.

Впервые в звуковом виде эфирные телеграммы были прослушаны на головной телефон в России. Событие произошло в мае 1899 г. П. Н. Рыбкин (1864—1948) и Д. С. Троицкий (1857— 1918) — ассистенты А. С. Попова по согласованной с ним программе отлаживали связь в Кронштадтской гавани между фортами «Милютин» и «Константин».

По совету Троицкого, используя головные телефоны, Рыбкин выявлял причину неисправности в приемнике форта «Милютин». При подключении головного телефона параллельно когереру (радиокондуктору) он услышал громкие телеграфные посылки от передающей станции форта «Константин». Через несколько дней аналогично Троицкий принял и расшифровал звуковые импульсы от находящегося на удалении 26 км. и участвующего в работах миноносца № 115.

Об открытии было сообщено находящемуся в командировке за границей Попову. Понимая серьезность сообщения, Попов прервал поездку и быстро возвратился в Россию. По прибытии он высоко оценил возможность приема прерывистых сигналов «на слух» повысившую чувствительность приемной аппаратуры. В течение месяца им были разработаны три варианта «приемников телефонных депеш» с головными телефонами без реле, электрических звонков и механического «встряхивания» когерера. Схема одного из них и внешний вид изображены на рис.

Уже через два месяца на «параллельную схему» Рыбкина — Троицкого были получены патенты в Великобритании и Франции, несколько позже была оформлена «российская привилегия».

В Европе и Америке в радиоприемниках головные телефоны быстро прижились, стали основным средством обработки телеграфных и телефонных посланий. Регистрирующие пишущие механизмы стали включать лишь для документирования отправлений.

Следующий 1900 г. стал для Попова годом триумфа. За разработку серии приемников с головными телефонами, подготовку их серийного производства силами российско - французской компании «Попов - Дюкрете» успешно проведенную зимнюю операцию (1899, 1900) по спасению рыбаков и броненосца «Генерал — адмирал Апраксин» в Финском заливе, совокупность ранее выполненных работ по радиотелеграфии на прошедшей во второй половине года Всемирной промышленной выставке в Париже (Франция) он был награжден Большой золотой медалью. Царское правительство выплатило ему вознаграждение (33 000 руб.), в эквиваленте превышающее Нобелевскую премию того времени.

О том, что в конце XIX века решение задачи по введению головных телефонов в радиоаппаратуру было делом отнюдь не простым и не тривиальным, свидетельствуют события, связанные с Маркони. В июле 1899 г. и апреле 1900 г. им были получены положительные заключения по знаменитым патентам № 12329 и № 7777 на селективные («джиггерные» — сортирующие) приемники, содержащие индуктивно - емкостные контуры. Разработки выполнены были совместно с коллективом высококвалифицированных английских специалистов MARCONICOMPANY.

Однако на стадии предварительного оформления документов этому элитарному инженерному «клубу» был еще неведом способ применения головных телефонов. Потому на схемах в патентах они не указаны.
Вместе с тем в декабре 1901 г. при знаменитом «броске» радиосигнала через Атлантику Маркони на американском берегу океана ловил букву S, полагаясь не столько на селекцию, сколько на чувствительный детектор и восприимчивый головной телефон, соединенные по схеме, неотличимой от «приемника депеш» Попова (см. рис.). Нелишне отметить, что Маркони пользовался головным телефоном «безвозмездно». поскольку США не спешили приобрести авторскую лицензию Попова — Рыбкина — Троицкого.

«Радио» № 10 2007 г.

http://www.computer-museum.ru/connect/radio_zvuk.htm
Прикрепления: 8998230.gif(8.4 Kb)
 
PhiloДата: Среда, 25.07.2012, 14:44 | Сообщение # 32
Майор
Группа: Дилеры
Сообщений: 62
Репутация: 2
Статус: Offline
Об открытии детекторного эффекта когерера


В мае 1899 г. ассистенты А. С. Попова – П. Н. Рыбкин (1864 - 1948) и Д. С. Троицкий (1857 - 1918) по согласованной программе проводили испытания воздушной электросвязи между фортами «Константин» и «Милютин» Кронштадской крепости.
10 июня (28 мая) неожиданно оказалось, что сигналы, подаваемые с «Константина», не принимает «Милютин». П. Н. Рыбкин и Д. С. Троицкий решили проверить исправность монтажа. Обычно для этого они использовали телефонные трубки, соединительные шнуры которых подключались к обследуемым местам схемы, и по характеру щелчка в телефоне судили об исправности или неисправности цепи.
Дело дошло до когерера. И когда телефон был подключен к его зажимам, то работа станции форта «Константин» стала слышна вполне отчетливо.
Это было совершенно новое, неизвестное до тех пор явление. Естественно, что все случившееся очень поразило и взволновало экспериментаторов. 23 (11) июня испытатели провели тестирование телеграфной связи на расстоянии 28 км. Окончательно убедившись в открытии детекторного эффекта когерера П. Н. Рыбкин и Д. С. Троицкий 25 (13) июня отправили телеграмму А. С. Попову, находившемуся в Швейцарии в командировке. В депеше (см. рис., из фондов Центрального музея связи им. А.С.Попова) сообщили, что «обнаружили новое свойство трубки приемной, упрощенной, замечательно чувствительной». На следующий день 26 (14) июня А.С.Попов срочно прибыл в Кронштадт.
В течение месяца А.С.Попов вместе с помощниками разработали несколько вариантов получателей телеграфных депеш без электромеханического воздействия на когерер. Изобретенные впервые в мире детекторные приемники получились более надежными в эксплуатации, меньших размеров и веса.
http://www.computer-museum.ru/connect/radio_patent.htm
Прикрепления: 1662145.jpg(39.0 Kb)
 
DedДата: Среда, 25.07.2012, 15:23 | Сообщение # 33
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
ТРОИЦКИЙ Дмитрий Семёнович


На фото Дмитрий Семёнович Троицкий с женой Эльзой Карловной (фото из книги "Гражданин, моряк, ученый" Лешкевич Т. В.)

Дмитрий Семёнович Троицкий родился в 1857 году в Красноярске в семье священника. Учился в Красноярской гимназии, после уехал в Иркутск и поступил в юнкерское училище. По окончани его был зачислен в Красноярский батальон, потом год служил в Киевском саперном батальоне, затем в железнодорожном батальоне в г. Барановичи Минской губернии.

Далее он переезжает в Петербург, где учился в 1880-х годах на электротехнических курсах. В начале 1890-х годов был направлен в Кронштадт, где стал начальником военного Сухопутного телеграфа.

С 1898 года капитан Д. С. Троицкий стал помощником А. С. Попова. В 1899 году в ходе опытов по беспроволочной телеграфии на кронштадтских фортах "Константин" и "Милютин" Д. С. Троицкий и П. Н. Рыбкин обнаружили "детекторный эффект" – возможность приема азбуки Морзе на слух.

В июне 1899 года Д. С. Троицкий, П. Н. Рыбкин и А. С. Попов принимали участие в опытах по радиосвязи на территории Петербургского Воздухоплавательного парка по приглашению полковника А. М. Кованько. Эти опыты проводились с применением воздушного шара, на котором П.Н.Рыбкин поднимался с телефонным приемником и принимал "на слух" радиосигналы, передаваемые с земли А. С. Поповым и Д. С. Троицким.

В 1899-1900 году Д. С. Троицкий принимал участие в работе первой в мире практической радиолинии Гогланд-Кутсало по спасению боевого корабля броненосца "Генерал-Адмирал Апраксин".

В 1900-м году полковник Д. С. Троицкий стал заниматься внедрением радиосвязи в русской армии и проводил опыты в кронштадтском 148-м Каспийском полку.

В ноябре того же года в Электротехническую часть русской армии поступила заявка от Троицкого и Рыбкина на изготовление двух образцовых переносных приемных и отправительных станций.

В 1903 году Д. С. Троицкий получил новое назначение в крепость Усть-Двинск командиром Минной роты.

В начале русско-японской войны военное ведомство поручило Троицкому формирование "искровых рот" – радиотелеграфных подразделений в армии в районе Порт-Артура.

После окончания войны Д. С. Троицкий вошел в Общество квартирохозяев Петербурга и принял участие в строительстве дома №13 по Кавалергардской улице, в котором далее проживал со своей семьей.

В начале Первой мировой войны Троицкий стал организатором подвижных мастерских для ремонта моторов аэропланов и других двигателей.

В начале 1918 года Д. С. Троицкий командовал поездом-мастерской около г. Луцка, где под его руководством сооружалась Луцкая ветвь Полесской железной дороги. Когда к этому району стали подходить наступавшие германские войска, передвижную мастерскую перевели в Омск.

В Омске поезд-мастерская был преобразован в большой механический литейный завод. В свободное от службы время Д. С. Троицкий занимался музыкой, любил импровизировать на пианино или скрипке.

Скончался 5 июля 1918 года, похоронен в г.Омске.

http://rybkin.h16.ru/uchastniki.htm#troic
Прикрепления: 7415574.jpg(9.8 Kb)
 
DedДата: Среда, 20.02.2013, 15:01 | Сообщение # 34
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Российский институт радионавигации и времени

Российский институт радионавигации и времени  был учрежден как НИИ-195 Постанов­лением Совета министров СССР № 1195-613 от 25 августа 1956 г.
Начало дея­тельности института - 1 января 1957 г.

С 1966 г. он стал называться Ленинградским научно-исследова­тельским радиотехническим институтом (ЛНИРТИ), в 1991 г. был переименован в Российский
институт радионавигации и времени и до 2003 г. был Федеральным государственным
унитар­ным предприятием (ФГУП «РИРВ»). В 2003 г. ФГУП «РИРВ» преобразовано в
открытое ак­ционерное общество «Российский институт радионавигации и времени».
С 2008 года ОАО «РИРВ» входит в состав «Концерна ПВО «Алмаз-Антей».

Непосредственным поводом для учреждения  института в 1956 году явились задачи, вызванные появлением и развитием стратегического ядерного оружия и средств его доставки –
стратегических ракет, авиации и подводного флота. Боевые дежурства дальней
авиации, океанские переходы подводных лодок потребовали обеспечить определение
или коррекцию местоположения и времени в любой точке Земли, в любое время.

Существовавшие технические средства не позволяли решить эти задачи с требуемой точностью в
глобальном масштабе. В связи с этим со дня основания институт был ориентирован
на создание радиотехнических си­стем дальней, в перспективе глобальной,  радионавигации и систем единого времени,которые бы обеспечили  возможность навигационно-временных определений  повсему земному шару.

См. статью
http://cds.my1.ru/publ....1-0-149

Генеральным конструктором института является к.т.н Борис Валентинович Шебшаевич (см. фото) - сын известного учёного в области радионавигации д.т.н
проф. В. С. Шебшаевича.
Прикрепления: 8201224.jpg(15.8 Kb)
 
DedДата: Среда, 20.02.2013, 16:34 | Сообщение # 35
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
ОАО «РИРВ» является головным разработчиком длинноволновых
(ДВ) импульсно-фазовых (ИФРНС) и сверхдлинноволновых (СДВ)  фазовых (ФРНС) радионавигационных систем наземного бази­рования.

За прошедшие годы разработаны и переданы в эксплуатацию:
-ИФРНС РСДН-3 (4,5) «Тропик-2» или «Чайка» в составе 14 стационарных станций;
-мобильная ИФРНС РСДН-10 «Тропик-2П»;
-объединенная российско-американская ИФРНС «Чайка-Лоран-С»;
-ФРНС РСДН-20 «Маршрут» или «Альфа»,
обеспечившие местоопределение подвижных объектов на территории РФ и сопредельных государств, как на суше, так и на воде,
а РСДН-20, работающая в диапазоне СДВ, - и под водой.
Все перечисленные системы функционируют в настоящее время и постоянно модернизируются.

В рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» выполнена ОКР «Чайка-СНС»- разработана аппаратура функционального
дополнения ГЛОНАСС с передачей контрольно-корректирующей информации (ККИ)  в формате навигационного сигнала  «Чайки» с использованием технологии ЕВРОФИКС, а также создана спутниковая дифференциальная геодезическая станция, работающая
в режиме постобработки и в режиме реального времени.

Завершено создание мобильной ИФРНС   «Скорпион» для навигационно-временного обес­печения фронтовой авиации в районе боевых действий с возможностью передачи инфор­мации.
В рамках ОКР «Пустырник» реализована модернизация наземных передающих станций  «Чайки» в ча­сти замены ламповых тиратронов РПУ на металлокерамические, передачи ККИ  потребителям ГЛОНАСС в формате сигнала наземных РНС и высокоточной привязки временной шкалы «Чайки» к системной шкале
времени ГЛОНАСС.

Ввиду намерения Минобороны России прекратить эксплуатацию стационарных передающих станций ИФРНС «Чайка»
необходимость планирования работ по этой си­стеме определится после принятия окончательного решения на правительственном уровне.
Вот такую систему будем использовать – см. картинку :-)

В Государственной программе вооружений предусмотрены работы по изготовлению и поставкам 20 комплектов мобильного  «Скорпиона.

В рамках ФЦП «ГЛОНАСС 2012-2020»  выполняется НИОКР по со­зданию необслуживаемой ДВ станции  для передачи широкозонной ККИ  потребителям ГЛОНАСС  в северном и арктическом регионах. Такой комплекс сможет обеспечить излучение сигналов точного времени и
передачу оперативной информации для широкого круга гражданских и воен­ных потребителей.

Одним из направлений обеспечения навигационных определений в условиях за­трудненного приема сигналов ГЛОНАСС является
использование псевдоспутников. В ФЦП «ГЛОНАСС 2012-2020» на 2016-2019 г.г. предусмотрена ОКР «Псевдоспутник», направленная на создание высокоточных средств позиционирования на основе псевдоспутников для работы в закрытых помещениях, в тоннелях, на многоярусных до­рогах, в карьерах, под водой и для военных
применений с затрудненным приемом сигналов ГЛОНАСС.

http://cds.my1.ru/publ....1-0-150
Прикрепления: 9560225.jpg(39.0 Kb)
 
DedДата: Среда, 20.02.2013, 18:43 | Сообщение # 36
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Навигационная аппаратура потребителей (НАП)
(1)
Одновременно с вводом в эксплуатацию различных
типов РНС в ЛНИРТИ - РИРВ проводились разработка и организация серийного
производства НАП различного назначения для ИФРНС «Тропик» и «Лоран-С,Д», ФРНС «Маршрут»
и «Омега», спутниковых радионавигационных систем (СРНС): СССР - «Ураган»
ГЛОНАСС, системы США - «Навстар» GPS (для оснащения самолетов, кораблей,
подводных лодок, подвиж­ных объектов, использования в геодезии и других
применений).
В 1961-1968 годы в институте были созданы и
освоены в производстве образцы  авиационной НАП ИФРНС «Тропик»: А-714, «Пеленг». С 1968 по 1990 г. в институте создавалась
авиационная НАП  ИФРНС следующего поколения, было разработано 6 моделей : АДНС-4 (А-711 «Кремний»), А-713 (ПКЦ) «Коралл»,
А-715 «Квиток-2»,  А-720 «СКИП-2», «Сатурн», «Прима-103». В эти же годы были разработаны и изготовлены образцы корабельной НАП: КПИ-5Ф, КПИ-6Ф,
КПИ-7Ф, «Тропик-КЭ», «Эльдорадо», «Балтика».
В 1972 г. ФРНС  дальнего действия СДВ диапазона «Маршрут» (триназемных станции) была введена в опытную эксплуатацию. Для потребителей системы
в институте было разработано 10 моделей НАП: КПФ-6, КПФ-7, «Омар-П», А-722,
«Резьба», «Резьба-М», «Авлога», «Югла», «Югла-2», РСДН-85.
http://cds.my1.ru/publ....1-0-151

На фотографии антенны станции ИФРНС.
Прикрепления: 2340578.jpg(54.9 Kb)
 
DedДата: Среда, 20.02.2013, 18:47 | Сообщение # 37
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Навигационная аппаратура потребителей (НАП)
(2)
Впервые научно-исследовательские работы по навигационному
использованию искусственных спутников Земли начались в Советском Союзе в 1955
г. под руководством профессора Bалентина Семёновича Шебшаевича. Результаты исследований были опубликованы уже в ок­тябре 1957 г. Институт стоял у истоков космической
радионавигации, занимая ведущие позиции в создании идеологии, техники и
математического обеспечения аппаратуры по­требителей СРНС. После ввода в
эксплуатацию СРНС первого поколения «Парус» по инициативе и заказу ВМФ СССР в
институте разрабатывалась аппаратура потребителей для этой системы, которая
зарекомендовала себя как точное и надежное средство морского судовождения. В
1965-1972 гг. проводилась ОКР «Циклон», в рамках которой были разработаны
импульсный радиопередатчик для космических аппаратов «Импульс А» и корабельная
аппаратура для подводных лодок «Импульс Б». Затем были разработаны им­пульсный
радиопередатчик «Марс С» для СРНС «Парус» и корабельная аппаратура для
подводных лодок РГ-1, которая выпускалась серийно на опытном заводе института
«Навигатор».
ЛНИРТИ-РИРВ принимал активное участие в
создании навигационной сетевой СРНС второго поколения —  «Ураган»  ГЛОНАСС и стал ведущим разработчи­ком НАП этойСРНС.
На фотографии спутник ГЛОНАСС.
Аппаратура потребителей СРНС  разрабатывается институтом с начала 1980-хгодов. Всего создано более 50 моделей НАП СРНС трех поколений, которыми осна­щены
различные типы объектов. Первая авиационная аппаратура потребителей СРНС ГЛОНАСС
— А-724 была разработана на базе ЭВМ объединения «Ленинец». В даль­нейшем была
создана и освоена в производстве А-725, 1Т130, 17Н722, А-724М (АСН-16),
А-724М-01. В 1985-1990 гг. разрабатывалась наземная возимая аппаратура 1Т130,
1Т130М, 1Т130М-01 «Даман», носимая - 1Т129, авиационная аппаратура СНС-85,
СНС-85-01.

http://cds.my1.ru/publ....1-0-151
Прикрепления: 3888418.jpg(56.8 Kb)
 
DedДата: Четверг, 03.10.2013, 23:36 | Сообщение # 38
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Навигационная аппаратура потребителей (НАП)
(3)

Затем в ЛНИРТИ был создан ряд перспективной
НАП второго поколения, работающей по сигналам двух систем ГЛОНАСС/GPS: носимая
1Т138 «Слуга», возимая 1Т139 «Непрерывность», авиационная АСН-21 «Гном»,
морская «Зверь-М», АСН-22. Создание геодезической НАП СРНС началось с
разработки макетов двухчастотной геодезической НАП GPS/ГЛОНАСС «Стерлитамак» и
одночастотных  «Землемер-1» и«Землемер-2».
Уникальной разработкой института в эти годы
является универсальный приемоизмерительный модуль К-161, работающий по сигналам
ГЛОНАСС/GPS. На основе базово­го модуля, начиная с 2000 г., разработана НАП
различного применения: НТ-101, МТ-102, ГЕО-161 и т.д.
В 2001 г. Правительством Российской Федерации
была утверждена ФЦП «Гло­бальная навигационная система». В рамках Подпрограммы
3 в ОАО «РИРВ» созданы базовые модули 1К161, 1К181, 2К363, 2К642, 1К321,
ЗК-641, МУБ, СНП-7-50, БАСН. На основе этих модулей в рамках ОКР «Ряд» и
«Ряд-М» разработана большая номенклатура НАП различного применения: для морского
и речного транспорта «АКВА-БОРТ-12», «Аква-М», «Интеграция», «Интграция-2»; для
автомобильного транспорта «Авто-Т», «Авто-К», «Авто-Ка»; геодезическая НАП
«Геодезия», «ГЕО-П», «Изыскание», «Изыскание-М», ГККС, МГККС, «Алькор»;
синхронизирующая НАП ПС-161, СПА, ОСП-1, ОСП-2; НАП для индивидуальных
пользователей:  «Пользователь»,«Пользователь-2», «Пользователь-2,5»; НАП для военных потребителей 14Ц871,
14Ц872, «Перунит», «Перспектива-В».
Для серийного производства разработанной НАП в
институте организована автоматизированная линия с производительностью 20000
комплектов в год.
Концепция дальнейшего развития навигационной
аппаратуры потребителей включает прежде всего создание ряда унифицированных
базовых модулей  для транспортного комплекса, для прецизионной геодезической аппаратуры, для аппаратуры
синхронизации; повышение помехоустойчивости, комплексирование с другими радио­техническими
и нерадиотехническими системами, использование новых сигналов, реализация
режима RTK на подвижных объектах. Разработка базовых модулей для раз­личных
гражданских и специальных потребителей предусмотрена в ФЦП «ГЛОНАСС 2012-2020».
В отличие от ФЦП «Глобальная навигационная
система» в новой ФЦП не предусмотрена разработка законченной НАП. В
мероприятиях новой ФЦП запланированы мероприятия по разработке
аппаратно-программных средств для различных прикладных систем: для
навигационно-информационных систем морского и речного флота, для
навигационно-пилотажных комплексов воздушных судов, для сельскохозяйственной
техни­ки, для синхронизации телекоммуникационных систем, для прецизионных
геодезиче­ских измерений. Предусмотрена также разработка сверхмалогабаритного
квантового стандарта частоты для прецизионной аппаратуры потребителей в рамках
ОКР «НАП-КПН».
http://cds.my1.ru/publ....1-0-151
Прикрепления: 7645830.gif(9.1 Kb)
 
DedДата: Четверг, 03.10.2013, 23:42 | Сообщение # 39
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline

4 октября исполняется 20 лет со дня смерти Валентина Семёновича Шебшаевича
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ


Валентин Семёнович Шебшаевич
17.IX.1921-4.X.1993
Родился 17.09.1921 в г. Новгород-Северском.
Известный ученый, специалист в области космической радионавигации.
Окончил Ленинградскую военно-воздушную инженерную академию (1946). Доктор технических наук (1963). Профессор (1965).
В период с 1950 по 1975 г. преподаватель, старший преподаватель кафедры радиотехнических средств самолётовождения, старший преподаватель кафедры космических радиотехнических комплексов Ленинградской Краснознаменной военно-воздушной инженерной академии имени А. Ф. Можайского (ЛКВВИА имени А. Ф. Можайского), ныне Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского. Полковник.
Затем начальник лаборатории Ленинградского научно-исследовательского радиотехнического института (ЛНИРТИ), открытое наименование - предприятие п/я В-2203 (ныне Российский институт радионавигации и времени).
С 1987 - профессор Ленинградского электротехнического института (ныне Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ).
Руководитель научной школы спутниковой радионавигации. Основные направления его работы связаны с разработкой общей теории нелинейной навигации на основе обобщения понятия навигационной информации и теории навигационных решений в искривленных пространствах, основ теории и принципов построения спутниковых радионавигационных систем, принципов построения бортовых систем самоопределения космических аппаратов, методов и способов повышения точности и устойчивости навигационно-временных определений в спутниковых радионавигационных системах.

См. № 37
http://cds.my1.ru/forum/2-17-3#441

http://cds.my1.ru/publ/1-1-0-94

http://cds.my1.ru/publ....1-0-151

В. С. Шебшаевич автор более 210 научных работ. Заслуженный деятель науки и техники России (1990). Награждён медалью им. академика М. В. Келдыша "За научный вклад в развитие космонавтики" (1988). Член редакционных советов издательств "Советское радио" (1965) и "Радио и связь". Член редколлегии сборника "Вопросы радиоэлектроники".

Похоронен на Серафимовском кладбище

Приложения:
-В. С. Шебшаевич в период службы в Академии;
- страница из договора на НИР (по исследованию направлений повышения точности навигационно-временных определений путём учёта систематических погрешностей) с подписью В. С. Шебшаевича
Прикрепления: 0570025.jpg(4.2 Kb) · 3475372.jpg(105.2 Kb)
 
DedДата: Пятница, 04.10.2013, 22:44 | Сообщение # 40
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Ещё немного о спутниковой радионавигации -1

Первое научно обоснованное предложение об использовании ИСЗ для навигации родилось в Ленинграде ещё до запуска первого советского ИСЗ (04.10.1957). В Ленинградской военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского в период с 1955 по 1957 г. проводились научные исследования возможностей использования радиоастрономических методов для самолётовождения (научный руководитель – В. С. Шебшаевич), в связи с этим и возникла идея об использовании искусственных небесных тел, снабжённых радиопередатчиками необходимой мощности. Ракетная техника к тому времени набрала потенциал, достаточный для выхода на околоземную орбиту малого спутника, хотя о подготовке к практической реализации запусков ИСЗ ничего не сообщалось. В проводившихся исследованиях и было предложено применять ИСЗ в качестве орбитальных радионавигационных точек (РНТ). При этом обращалось внимание на то, что наблюдение за орбитальными РНТ позволяет за короткий сеанс получить достаточный набор изменяющихся навигационных параметров (чего не давали медленно перемещающиеся по небосводу Солнце и Луна). В работе было сделано заключение о технической осуществимости идеи и о перспективности применения ИСЗ как носителей радионавигационных сигналов.
В октябре 1957 г. в Ленинграде проводилась межведомственная научно-техническая конференция (НТК) по проблеме радиоастрономической навигации, одобрившая предложение о навигационном использовании ИСЗ и рекомендовавшая провести комплексные научные исследования по обоснованию технических путей создания спутниковых РНС.
Большое внимание новой проблеме уделил один из руководителей конференции проф. А.В. Беляков - известный авиационный штурман, участник первого трансарктического перелета из Москвы в США (1937 г.), пользующийся прочным авторитетом в авиационных кругах. В основу технического задания на эти исследования легли проработки ленинградских специалистов.
Научные основы низкоорбитальных СРНС были существенно развиты в процессе выполнения комплексных научных исследований по теме «Спутник» (1958-1959 гг.), которые осуществляли пять ленинградских организаций (ЛКВВИА им. А.Ф. Можайского, Институт теоретической астрономии АН СССР, Институт электромеханики АН СССР, два морских НИИ) и Горьковский научно- исследовательский радиофизический институт с участием крупных специалистов по аналитической механике (чл.-корр. АН СССР А.И. Лурье) и расчетам орбит (проф. П.Е. Эльясберг).
Прикрепления: 2958109.jpg(105.9 Kb)
 
DedДата: Пятница, 04.10.2013, 22:45 | Сообщение # 41
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Ещё немного о спутниковой радионавигации -2



Всего за два года, по существу, были заложены теоретические основы СРНС первого поколения. Следует особо отметить, что именно тогда был предложен способ закладки с земли в память ИСЗ набора эфемерид с последующей передачей их в цифровом коде по радионавигационному каналу, который используется до наших дней во всех СРНС.
Таким образом, исследования 1955-1959 гг. заложили в нашей стране самостоятельный научно-технический фундамент спутниковой радионавигации и подготовили к началу 1960 г. этап практического создания низкоорбитальной СРНС, реализация которого была поручена Ленинградскому научно-исследовательскому радиотехническому институту (ЛНИРТИ) - ныне РИРВ. Здесь незамедлительно, в первой половине 1960 г., был разработан аванпроект первой советской низкоорбитальной СРНС «Циклон». Создание системы «Циклон» (и её модификации «Цикада» ), её испытания, совершенствование, ввод в эксплуатацию, разработка аппаратуры потребителей (АП), доработка алгоритмов и программ заняли 60-е и начало 70-х годов (известно, что начало ОКР было сдвинуто на четыре года в угоду интересам определенных кругов военно-промышленного комплекса, и первый навигационный ИСЗ «Космос-192» был выведен на орбиту 23.11.1967).
Непосредственно разработкой средств первой советской СРНС занимались в красноярском КБ прикладной механики (руководители - М.Ф. Решетнев и Г.М. Чернявский), в московском НИИ приборостроения (руководители - М.И. Борисенко, Н.Е. Иванов) и в ЛНИРТИ (руководители - П.П. Дмитриев и А.Ф. Смирновский). Низкоорбитальные СРНС из-за дискретности навигационных сеансов и их значительной продолжительности могли успешно применяться как высокоточные средства только для малоподвижных объектов, прежде всего - морских кораблей. В конце 60-х годов возникла проблема расширения возможностей СРНС на навигационное обеспечение высокодинамичных объектов и одновременного повышения его оперативности и точности. В 1970 г. были сформулированы первые тактико-технические требования к новой системе. Разработка системы «ГЛОНАСС» как единой СРНС для потребителей различного назначения развернулась в 70-е годы. СРНС «ГЛОНАСС» создавалась большой кооперацией организаций, ядро которой составили предприятия, разрабатывавшие СРНС первого поколения: НПО ПМ, РНИИКП, РИРВ. Разработка ИСЗ и наземных средств системы «ГЛОНАСС» проводилась коллективами, руководимыми акад. М.Ф. Решетнёвым, докторами технических наук Ю.Г. Гужвой, Л.И. Гусевым, А.Г. Геворкяном, Н.Е. Ивановым, инженерами В.Ф. Черемисиным, В.И., Ермоленко, В.Н. Казанцевым. Аппаратура потребителей различного назначения разрабатывалась коллективами под руководством докторов технических наук Р.И. Полонникова, Ю.М. Устинова, кандидатов технических наук В.Н. Богданова, С.Н. Клюшникова, И.В. Кудрявцева, В.Ю. Кутикова, И.А. Новикова, В.С., Подклетного, В.А., Салищева, Г.С., Цехановича, А.А., Шебанова, Б.В. Шебшаевича, Л.И. Янковского.
Прикрепления: 7171235.jpg(144.8 Kb)
 
DedДата: Четверг, 10.04.2014, 22:31 | Сообщение # 42
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Многопозиционная система наблюдения (МПСН) «Мера»

Многопозиционная система наблюдения (см. рис.1) использует сигналы ответчика ВРЛ летательного аппарата на частотах 1030 и 1090 МГц в режимах RBS, S и АЗН-В. Эти сигналы принимаются пространственно разнесёнными наземными пунктами системы с ненаправленными антеннами (см. рис. 2). Приёмниками этих пунктов фиксируется время поступления сигналов с помощью аппаратуры системы единого времени и/или спутниковой системы ГЛОНАСС.

Точность Фиксации теоретически может достигать единиц наносекунд.

Информация о времени приема сигналов, однозначно идентифицированных с конкретным ЛА (по информации о его бортовом номере от ответчика ВРЛ), передаётся в центр обработки (см. рис. 3) по радио, проводным, оптическим каналам связи.
В этом центре измеряются разности времени приёма сигналов на позициях системы - разности дальности до каждого ЛА. Далее вычисляются координаты и высота полета ЛА, которые поступают в систему УВД.
Прикрепления: 2100703.png(46.1 Kb) · 9719019.png(37.3 Kb) · 5938240.png(37.1 Kb)
 
DedДата: Четверг, 10.04.2014, 22:44 | Сообщение # 43
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Многопозиционная система наблюдения (МПСН) «Мера» (2)

С радионавигационной точки зрения данная система наблюдения является обращённой разностно-дальномерной. Для расширения зоны действия и повышения точности используются структурная избыточность системы (число позиций более минимальных трёх) и специальным образом выбранное и точно известное местоположение приёмных пунктов.
Для обеспечения работы бортовых ответчиков в состав системы входят наземные запросчики ВРЛ.
На рисунках показаны характеристики точности системы, возможный вариант размещения на Сахалине и зона действия.
Подробнее о системе см. в разделе «Статьи».
Прикрепления: 5298107.png(32.7 Kb) · 9426823.png(62.3 Kb) · 9110797.png(54.8 Kb)
 
DedДата: Четверг, 10.04.2014, 22:56 | Сообщение # 44
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Многопозиционная система наблюдения (МПСН) «Мера» (3)

Опытный вариант системы размещен в Пулково (см. рис. 1 и 2).
Прикрепления: 3805736.png(25.7 Kb) · 9203828.png(83.2 Kb)
 
DedДата: Пятница, 11.04.2014, 20:15 | Сообщение # 45
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Репутация: 2
Статус: Offline
Статью Многопозиционная система наблюдения (МПСН) «Мера»
см.

http://cds.my1.ru/publ....1-0-189
Прикрепления: 7813279.png(57.1 Kb)
 
Форум » Текстовый раздел » Текстовый форум » Радионавигация (Теория и техника)
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:


Dvixer's Copyright © 2018 |