Профиль

Привет: Прохожий

Привет! Войдите, или зарегистрируйтесь!

Категории раздела

Поиск

Статистика

Четверг, 13.12.2018, 18:39

Главная
CDS - Армия и Политика

Каталог статей


Главная » Статьи » Армия

Многопозиционная система наблюдения (МПСН) «Мера»

Многопозиционная система наблюдения (МПСН) «Мера»

Системы МПСН (многопозиционная система наблюдения) или MLAT (Multilateration) используются в качестве высокоточных источников информации о воздушной обстановке в аэропортовых, аэродромных и трассовых зонах УВД. В первую очередь системы предназначены для зон, которые не оборудованы или не могут быть оборудованы традиционными источниками информации наблюдения за полётами - первичными и вторичными (ВРЛ) радиолокаторами.

МПСН  является системой, которая для вычисления, как минимум, трехмерного местоположения самолёта или вертолёта использует сигналы, стандартных и применяемых в настоящее время бортовых приёмоответчиков ВРЛ, например СО-96. Этот радиолокационный ответчик установлен и эксплуатируется на самолетах МиГ-29СМТ, МиГ-29СБТ, Су-25СМ, Су-27СМ, Су-З0МК, Су-ЗОМК2, Су-34, Ил-76, Ан-148, МиГ-31, Ту-160, Ту-95М, Ан-70 и вертолетах «Ансат», Ка-52, Ми-26, Ми-38, Ка-226, Ка-32, Ка-62 и др.

Систему условно можно считать подобной радиолокатору. Как и ВРЛ, она обеспечивает получение идентифицированной информации о положении целей, однако отличается тем, что местоположение измеряется на основе разницы во времени прихода ответных сигналов бортового приёмоответчика на несколько расположенных в зоне обзора приемных станций с неподвижными всенаправленными антеннами. Для вычисления местоположения используется временная разница моментов прихода ответных сигналов приёмоответчика, принимаемых в различных точках.

Ответы бортового приёмоответчика при этом могут получать как ВРЛ (при использовании пассивной МПСН), так и станция запроса, которая является частью активной системы МПСН, или наземные приемные станции системы.

Системы МПСН, таким образом,  могут быть пассивными или активными. Для пассивных систем необходимо наличие только наземных приемных станций, обрабатывающих ответы борта на запросы ВРЛ. В активной системе должны быть как наземные приемные станции, так и запросчик или приёмоответчик.. Запросчик МПСН  позволяет системе быть независимой от наземных средств ВРЛ.

http://mtc.gov.kz/images/stories/contents/Cir%20326-AN188_ru.pdf

Некоторые причины, обусловившие необходимость систем типа МПСН:

-требование наблюдения в воздушном пространстве, в котором в настоящее время оно не ведется, а внедрить новые радиолокационные системы невозможно по каким-либо коммерческим, техническим или экологическим причинам;

-требование наблюдения в тех районах, где рельеф местности затрудняет использование радиолокаторов;

-недостаточная надёжность информации от традиционных средств, при этом МПСН служат источником информации наблюдения, дополняющим существующие радиолокаторы;

-желательность расширения функций наблюдения системы контроля за безопасностью полетов (STCA, CLAM, RAM, MSAW) на рентабельной конкурентной основе;

-требования  повышения  безопасности полетов по приборам в районах с опасным для полетов рельефом местности;

-исключение затрат, связанных с установкой, техническим обслуживанием, полным циклом эксплуатации и расширением существующих радиолокационных систем наблюдения;

-важность мониторинга  выдерживания высоты воздушными судами (ВС), которым разрешено выполнять полеты с сокращенным минимумом вертикального эшелонирования (RVSM).

МПСН «Мера», разработанная  ВНИИРА (Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры» ОАО «ВНИИРА»)

http://www.vniira.ru/ru/products/790/811/1179/?text=basic-purpose,

отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к системам наблюдения за воздушным пространством. Система может быть установлена как в совсем небольших, так и в крупных аэропортах, а также в местах со сложным рельефом местности (здания, горы и т.д.).

МПСН «Мера» разработана в двух исполнениях:

-для работы на поверхности аэродрома и на подлетах к нему (A-SGMCS);

-широкозонная МПСН (WAM).

Многопозиционная система наблюдения использует сигналы бортового ответчика ВРЛ на частотах 1030 и 1090 МГц в режимах RBS, S и АЗН-В.

Рис. 1 http://cds.my1.ru/_fr/0/2100703.png

 Эти сигналы принимаются пространственно разнесёнными наземными пунктами системы с ненаправленными антеннами.  Приёмниками этих пунктов фиксируется время поступления сигналов с помощью аппаратуры системы единого времени и/или спутниковой системы ГЛОНАСС.

Рис. 2 http://cds.my1.ru/_fr/0/9719019.png

Точность фиксации теоретически может достигать единиц наносекунд.

Информация о времени приёма сигналов, однозначно идентифицированная с  конкретным самолётом или вертолётом (по информации о его бортовом номере от ответчика ВРЛ), передаётся в центр обработки по радио, проводным, оптическим каналам связи.

Рис. 3 http://cds.my1.ru/_fr/0/5938240.png

В этом центре измеряются разности времени приёма сигналов на позициях системы - разности дальности до каждого ЛА (гиперболические координаты). Далее вычисляются координаты требуемого вида  и высота полета, которые поступают на индикацию и в систему УВД.

Рис. 4 http://cds.my1.ru/_fr/0/5298107.png

С радионавигационной точки зрения данная система наблюдения является обращённой разностно-дальномерной (гиперболической). Для расширения зоны действия и повышения точности используются структурная избыточность системы (число позиций существенно более  минимальных трёх) и специальным образом выбранное и точно известное местоположение приёмных пунктов.

Система может применяться для контроля за полётами вертолётов в районах шельфовых месторождений, например на Сахалине.

Рис. 5 http://cds.my1.ru/_fr/0/9426823.png

Точностные характеристики при этом зависят от высоты полёта (числа наземных станций, принимающих сигналы бортового ответчика).

Рис. 6 http://cds.my1.ru/_fr/0/9110797.png

Испытания системы «Мера» проводились в районе аэродрома «Пулково».

Рис. 7 http://cds.my1.ru/_fr/0/3805736.png

Рис. 8 http://cds.my1.ru/_fr/0/9203828.png

http://www.dv.gkovd.ru/upload/novosti/Novie_sredstva_nablyudeniya_dlya_effektivnogo_UVD.pdf

Для обеспечения работы бортовых ответчиков в состав системы "Мера" могут входить наземные запросчики ВРЛ.

Подобные авиационные автоматизированные системы наблюдения  появились в нашей стране в самом начале 80-х годов.

Примером является система «Распутье» двух челябинских организаций: НИИИТ-РТС (Научно-исследовательский институт по измерительным технологиям – Радиотехнические системы)

http://www.aviaport.ru/directory/aviafirms/736/misc/

и радиозавода «Полёт».

http://www.oaokmk.com/members/polyot/index.html#history

Система  использовала сигналы бортовых командных УКВ радиостанций  и существующие наземные автоматические радиопеленгаторы. Система была развёрнута в Крыму в зоне ответственности военного сектора Симферопольского РЦ ЕС УВД, где и проводились её испытания в 1982-83 годах.  Имела 8 позиций и являлась угломерной. Позже модернизированные системы развёртывались на Дальнем Востоке.

Военно-научное сопровождение системы «Распутье» для обеспечения полётов военной авиации проводилось специалистами (Сергушов Ю. Д., Леонтович В. П. и др.) 24-го Управления НЭЦ  АУВД* (в/ч 18353), начальник генерал-майор авиации Задорожный А. И.

* НЭЦ  АУВД - Научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением

Угломерная многопозиционная коротковолновая система дальнего действия давно используется для  определения местоположения космических спускаемых аппаратов, прием радиосигналов от которых возможен во время схода с орбиты только в диапазоне КВ. В некоторых случаях такая система «Круг» применяется и в авиации.

ВЫВОДЫ

Таким образом МПСН «Мера» в ряде случаев может заменить традиционные радиолокаторы.  Применение подобных систем особенно востребовано в районах со сложным рельефом, в горах, а также при управлении воздушным движением вертолётов над поверхностью моря между нефте/газодобывающими платформами при разработке шельфовых месторождений.

Использование комплексных интегрированных систем на основе первичных, вторичных радиолокаторов и других традиционных средств, зависимых средств наблюдения (с передачей навигационной информации от бортовых средств) и МПСН позволит также:

- обеспечить контроль воздушного движения в аэродромной зоне при снижении норм продольного и вертикального эшелонирования;

-обеспечить решение задач обнаружения потенциально-конфликтных ситуаций в воздухе;

-осуществлять контроль ВС заходящих на посадку, в том числе на параллельные взлетно-посадочные полосы (ВПП);

-вести контроль за движением ВС и транспортных средств по летному полю;

-обеспечить автоматизацию аэронавигационных сборов за обслуживание на аэродроме.

Применение таких систем  на аэродромах с параллельными ВПП позволяет повысить  пропускную способность аэродрома на 30% при сохранении заданного уровня безопасности полетов.

http://www.mstuca.ru/scientific_work/research_herald/doc/vestnik_193.pdf

По сравнению с радиолокаторами МПСН имеет ряд преимуществ:

-формирование зоны наблюдения не зависимо от рельефа местности;

-высокую точность и скорость обновления информации;

-совместимость с зависимыми средствами наблюдения типа ADS-B;

-не предъявляются дополнительные требования к бортовому оборудованию;

 -высокую надежность, отсутствие вращающихся механических элементов;

-небольшие габариты и массу;

-низкий расход электроэнергии;

-небольшую стоимость оборудования;

-невысокие расходы на эксплуатацию и обслуживание. 

Категория: Армия | Добавил: Ded (11.04.2014) | Автор: Ded
Просмотров: 3787 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Dvixer's Copyright © 2018 |